Коллекционер знаменитого кузнецовского
фарфора о своем увлечении и предстоящей выставке в Москве
Сегодня, 22 января, во
Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства открывается выставка «Русский
фаянс и фарфор империи Кузнецовых». Товарищество Матвея Сидоровича Кузнецова было одним из самых крупных
фарфорово-фаянсовых производств Российской империи конца XIX – начала XX
века. Кузнецов хорошо понимал вкус среднего класса Российской империи,
ассортимент выпускаемых им изделий был очень разнообразен, при этом не в ущерб
качеству. В 2010 году вышла первая книга Ирины Торкуновой (Цуренко),
посвященная произведениям, выпускавшимся знаменитым фабрикантом, а в конце 2015
года вторая – «Русский фаянс и фарфор империи Кузнецовых (частное собрание). Из
прошлого в будущее». О сложностях собирательства фарфора, новой книге и о том,
что мы увидим на выставке, ответственный редактор «НГ-Антракт» Любовь ПУЛИКОВА
и поговорила с коллекционером Ириной Торкуновой (Цуренко).
– Как и
когда началось создание вашей коллекции?
– В середине 1980-х
годов. Я вообще собираю все русское, у меня, например, есть гжельская майолика.
И сине-белая гжель, которую когда-то собирали решительно все, и желто-зеленая
гжельская майолика, и коричневая гжель грубого обжига, которая мало у кого
есть. Как и любой коллекционер, я ходила по развалам, рынкам и однажды
абсолютно случайно наткнулась на первую фигурку Кузнецова – «Парубок,
обнимающий девушку», – очень живописную и красочную.
Вещь была яркая и
завораживающая. Кузнецовых мало кто знал, и денег особых не просили. И вот я
подумала – почему бы не украсить кухню этакой красотой? Так началось коллекционирование.
– А где вы
находили кузнецовский фарфор?
– Со временем интерес рос
и захотелось раскрыть загадку: кто же вы, такой далекий от нас и близкий мне
Кузнецов? Уже предметно занялась поисками: в разных городах бывшего Советского
Союза, везде, где было возможно. Часто ходила по выходным на Измайловский вернисаж,
а зимы, я скажу, тогда были более крепкие, чем сейчас. Все эти походы – это
своеобразная охота, азарт: только бы прикоснуться к новой яркой вещице. Позже
появились антикварные салоны в ЦДХ. Я спрашивала у продавцов, есть ли у них Кузнецов.
Мне отвечали, что нет. Говорю им: «Почему нет?» В ответ: «Ой, есть
у меня в Питере какая-то фигурка». – «А почему не привезли?» Они: «Нет спроса».
«Я ваш спрос!» – заявляла я. Поэтому первые годы, фактически до выхода моей
первой книги, я была чуть ли не единственной, кто покупал Кузнецовых. А после
того как в 2010 году вышла книга, коллекционеры им заинтересовались. Меня,
конечно, радует, что люди узнали о Кузнецовых.
В моих книгах собрана
самая полная информация о нем и его фарфоре. К примеру, есть печати, с помощью
которых каждый может идентифицировать свою вещь. Честно говоря, мы должны
больше обращать внимания на русское искусство, ведь у нас больше, чем у других,
талантливых мастеров. Таких, как Кузнецов, которым так пренебрегали в середине
1950-х годов, считая мещанством и дурновкусием. Его действительно покупал
средний класс, он и в XIX
веке был «не для богатых». Однако Кузнецов, выйдя из крестьян, стал поставщиком
императорского двора, получил Большую золотую медаль на выставке в Париже.
– Какие сюжеты
любил Кузнецов, какие из них пользовались популярностью у покупателей?
– Его произведения очень разнообразные, отражающие всю жизнь России.
Покупатели могли найти что угодно – на любой вкус. Масленицы в виде розанов,
тыкв, ананасов, коров стояли почти в каждом доме, потому что все это было
доступно по цене, очень красиво и могло украсить дом – кухню, столовую. Кузнецовский фарфор был и
у бедных, и у среднего класса – все зависело от финансовых возможностей людей.
Его производство распространилось по всей России, и ассортимент фигурок очень
расширился.
Есть очень нежная,
трогательная «Пасхальная серия»: вот фигурка «Малыш с пасхальным сюрпризом» –
подставка для яйца. Большинство
из кузнецовских произведений были утилитарными – подсвечники, спичечницы,
пепельницы, сигарницы, перовницы (подставки для перьев) или карандашницы.
Причем сигарница часто имела три отделения: одно для кусочка сигары, который
отрезали, место для спичек и место для пепла.
Мне нравится, что
Кузнецов в своих скульптурках отображает быт простых людей – у него разносчики,
гончары, прядильщики…
Когда вещи прикладные и
ими пользуешься, то складывается целый мир, который в себя затягивает, в
который ты углубляешься и откуда трудно возвращаться. Кузнецовский фарфор –
словно волшебство, будоражащее воображение, и ты как бы перемещаешься в прошлый
мир, где жили современники мастера. А эта жизнь была пусть простая, но
увлекательная, раскрашенная яркими красками, такая искренняя. В те времена,
когда вставал вопрос, что подарить, человек мог пойти и сделать заказ на
фабрике Кузнецовых, где ему изготавливали предмет-красоту.
– А какую
часть коллекции вы покажете на выставке?
– Я покажу всю коллекцию
– более 460 предметов. Просто хочу, чтобы люди это увидели. Это некоммерческий
проект. Выставка организована при поддержке Российской академии искусств.
– Можно ли
считать ваше собрание кузнецовского фарфора наиболее полным в мире? Или есть
коллекции, сопоставимые по объему?
– Я этого не знаю, хотя
занимаюсь кузнецовским фаянсом и фарфором, как сказала, с середины 80-х. И моя
коллекция максимально отображает все возможные пути и все направления, которыми
занималось товарищество Кузнецовых.
Многие любят его чашки,
сервизы, но я не собираю посуду целенаправленно. На открывающейся выставке
художнику-декоратору была поставлена задача: люди должны прийти и попасть в сказку. Каждый зал
у нас имеет собственное название, и в каждом будет абсолютно своя тематика и
совершенно разные цвета и оформление. Надеюсь, выставка понравится.
– А вы при
создании коллекции пользовались услугами арт-дилеров, экспертов?
– Никогда! Я никогда ни
на кого не ориентируюсь. Если пользоваться услугами арт-дилеров, то это значит,
что люди вкладывают деньги, идет коммерциализация того, что они покупают.
– То есть
вы ориентировались исключительно на свой вкус?
– Я просто делаю то, что
мне нравится, люблю и создаю то пространство, в котором мне комфортно жить. Я
вообще музыкант, а они создают мир свой и своей семьи.
– С какими
трудностями вам пришлось столкнуться при создании коллекции?
– Фарфор – очень хрупкий
материал. А что пережила наша страна начиная с 1917 года? Революция, война,
бомбежки. Что лучше всего сохранилось? Серебро, особенно столовое, бронза,
картины – их можно было скрутить, спрятать, а фарфор и мебель пострадали больше
всего. Мебель жгли, чтобы согреться, а представьте себе фарфоровые фигурки.
Сразу возникают трещины, отлетают головы. У меня многие фигуры
отреставрированные. Очень часто я покупала вообще в осколках, в мешках. Брала
мешок и шла к реставратору с вопросом – можно ли это поднять? Стоит ли это
покупать?
У меня есть фигурка «Игра
в карты», которую я купила на антикварном салоне у частного коллекционера, и он
мне сказал, что она приехала из Франции. Так вот, это единственная фигура, которая досталась
мне в идеальном состоянии.
Есть предметы, мелочи,
которые мне подарили друзья. К примеру, кувшин «На солнечном лугу» от маминой
подруги. Она жива, ей 92 года, и она подарила мне этот кузнецовский кувшин.
Этот сердечный жест очень дорог мне.
– И, видимо, последнее. Это
совершенно непосильно. Когда я представляла себе выставку, то не думала, что
будет так непросто.
– Каким
тиражом вы издали вашу новую книгу?
–
Всего 1000 экземпляров и без переиздания, так же как и первая. И на сегодняшний
день осталась только половина тиража. Замечу еще, что нынешнее издание в
отличие от первой книги вышло на двух языках – русском и английском.
Источник: www.ng.ru
Источник: www.ng.ru
Niciun comentariu:
Trimiteți un comentariu