sâmbătă, 23 ianuarie 2016

Российский антикварный салон-2015: не кризис, а новая реальность

В ЦДХ начался очередной смотр арт-рынка для любителей старины
В московском Центральном доме художника открылся Российский антикварный салон – 39-й по счету. Полгода назад на весеннем антикварном салоне было очень точно замечено, что сейчас у нас – не кризис. Сейчас у нас – начало новой эпохи (и для арт-рынка, и для экономики в целом). Поэтому «отскока», как в 2009 году, на старые показатели и цены ждать не стоит. Надо работать исходя из новой ситуации, благо все на месте – и покупатели антиквариата, и его продавцы. Антиквары, которым не привыкать работать в сложных условиях, повысили свое присутствие на салоне: три этажа ЦДХ заняли 200 галерей и частных коллекций (на весеннем салоне было 160 участников). «Разделы» ярмарки и логика ее размещения остались без изменений: книги и пресса по искусству – в холле первого этажа, VIP – зона с топовыми вещами – на втором этаже, антиквариат качественный, но более доступный по цене, а также стенды с винтажем – на антресолях и на третьем этаже. 
На этот раз на салоне активно проявили себя участники, работающие с соцреализмом, – «Совком» и Галерея Леонида Шишкина (достаточно давно не появлявшаяся на ярмарке). Вместе с галереей «Форма» они заняли обширное, не разделенное на стенды пространство в правой части салона. Среди работ классиков советского искусства в галерее Леонида Шишкина привлекает к себе внимание картина Александра Герасимова «Стадо» – образец искусства социалистического реализма на грани сюрреализма. При изучении полотна, под его верхним красочным слоем с прекрасными стадом коров, и жизнерадостными колхозницами, – обнаружились изображения Сталина с Ворошиловым, прогуливающихся в виду одной из кремлевских башен. После реставрации изображения руководителей партии и правительства были раскрыты, сохранены, и теперь они очень символично парят на холсте над колхозным стадом.
Соцреализм на салоне мирно соседствует с иконами и ласкающей взор салонной живописью – в салоне «Империя» за 25 тыс. долл. можно приобрести динамичное полотно «Разгром Колчака в Сибири» (1963) с белогвардейцами, спасающимися от красной конницы вместе с испуганной, но все еще элегантной дамой. Это работа Юрия Виноградова, чья картина «Выступление В.И. Ленина на II съезде РСДРП» была известна каждому советскому человеку. 
Около 10% участников салона обозначают себя в каталоге как «Частная коллекция», но за этим лаконичным названием можно обнаружить не просто разрозненный набор произведений искусства, собравшийся у коллекционера или дилера. 
«Частники» активно выступают с собственными тематическими экспозициями (это ценится посетителями салона). Например, частная коллекция «Русский проект» показывает проект «Сокровища русского стиля» – собрание мебели и предметов интерьера русского модерна по эскизам Малютина и Рериха. Коллекционеры из Москвы представляют графические произведения мариниста Льва Лагорио и различные меморабилии, связанные с семьей художника. Под вывеской частной коллекции выставлено и отличное собрание самоваров Российской империи начала XIX – первой четверти XX века (в том числе самовар-юрта с оленем на кране). Еще одна московская частная коллекция выставила лаконичный, но сильный стенд с большой работой Левитана «Волга. Тихий день» (3 млн долл.) и натюрмортом Коровина с букетом роз (2 млн долл.).
Как всегда, на салоне есть что посмотреть и купить ценителям искусства Японии и Китая. В галерее JAPPROART – коллекция уникальных эмалевых произведений, созданных в Японии в 1880–1915 годах (период, который называют золотым веком японской эмали), а в галерее «Евразия» – редкое собрание китайского фарфора от периода Сун (960–1279) до 1970-х годов.
Русская мебель и произведения искусства конца XVIII – начала XIX века ждут покупателей в галерее «Русская усадьба» – там есть уникальное зеркало, принадлежавшее секретарю Петра I, и актуальная во все века акварель «Футбол на Сенатской площади» немецкого художника Христиана Готфрида Генриха Гейслера, где на фоне Медного всадника жители Санкт-Петербурга играют в мяч (300 тыс. руб.). В галерее «Русские сезоны» – акварели Владимира Гау (30–80 тыс. руб.) и коллекция портретов членов династии Романовых, в том числе портрет императрицы Марии Федоровны кисти Джорджа Доу, портреты Петра I и Петра II, Александра I, Николая I и Александра III, а также портрет работы Иоганна Батиста Лампи (цены на работы Доу и Лампи – 150–200 тыс. долл.). В салоне «Грибоедовский» продаются отличные каминные часы с бронзовыми фигурами начала XIX века (20–30 тыс. долл.). Здесь же два огромных полотна (входивших ранее в серию из 12 картин) с конными портретами римских императоров Веспасиана и Калигулы (Германия, середина XVII века, мастерская Штефана Кесслера). 
Тему старого европейского искусства успешно разрабатывает Old Masters Gallery, представляющая прекрасные нидерландские натюрморты XVII века, названия которых подробно описывают суть происходящего на картине: «Натюрморт с ветчиной, корзиной фруктов, золотым кубком и бокалом вина на столе» Йорисаван Сона, «Цветочный натюрморт с ракушками» Балтасараван дер Аста. А вот «Натюрморт с убитой дичью, зайцем, лобстером и корзиной фруктов на столе» Франса Снайдерса следует рассматривать с особым вниманием, поскольку в названии не указаны грызущая что-то белочка  и интересующийся лобстером черный кот (стоимость работ такого уровня может достигать сотен тысяч евро).
Если искусство ар-деко регулярно присутствует на салоне в первую очередь благодаря галерее Transatlantique, в коллекции которой сразу привлекает внимание большой удобный бар медового цвета (1940-е годы, 15 тыс. евро), то мебель более позднего времени только начинает появляться на стендах участников. Галерея Suslov Fine Art представила мебельные гарнитуры  и предметы интерьера модернизма 1950–1960-х годов работы датских дизайнеров (от 100 тыс. руб. за торшер до 2,5 млн руб. за обеденный гарнитур). Кабинетная скульптура ар-деко здесь оценивается в диапазоне 75–750 тыс. руб.
Галерея и аукционный дом «Антиквариум» продает коллекцию венской бронзы, нечасто встречающуюся в таком количестве (около 70 фигур) и в таком качестве. Раскрашенные фигурки и целые композиции на тему Востока и кунштюки с секретами (например, саркофаг и сова), внутри которых скрываются эротические фигурки, стоят в диапазоне 3–300 тыс. долл. 
Что касается отечественного декоративно-прикладного искусства, то в антикварном салон «На Ордынке» можно найти авторский фарфор и фаянс 1930–1950-х годов от ведущих советских заводов – Конаково, ЛФЗ, Вербилки, Дулево. Особого внимания заслуживает масштабное фаянсовое панно Исидора Фрих-Хара «Освобождение узников Шлиссельбурга» (1934), изготовленное для оформления центрального дома Общества политкаторжан в Москве. 
В антикварном салоне «Богема» любители балета и декоративно-прикладного искусства оценят серию гипсовых панно Мальвины Хоффман с серебряным и бронзовым покрытием, запечатлевших танец Анны Павловой и Михаила Мордкина «Осенняя вакханалия», с которым легендарные артисты выступали в Америке в 1923 году.
«Тифлис и русский авангард» – так называется тематическая экспозиция галереи «Элизиум» с работами художников-футуристов, переехавших в Тифлис в смутные 1918–1920 годы (Кирилла Зданевича, Игоря Терентьева, Зигмунда Валишевского, Ладо Гудиашвили). Есть тут и работы русских авангардистов – Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой, Ильи Машкова (его «Натурщица с вазой фруктов» оценена в 25 тыс. долл.), Петра Кончаловского, Александра Осьмеркина. 
И, наконец, блистательная – в прямом и переносном смысле – специальная экспозиция салона под названием «Античные образы в старинных часах XVIIIXIX веков». Около 50 каминных часов, украшенных декоративной бронзовой скульптурой, патинированной и позолоченной, могут успешно иллюстрировать книгу «Легенды и мифы Древней Греции». Среди фигур, окружающих циферблаты, вакханки и амуры, Аполлон и Артемида, вернувшаяся с охоты, Геракл и Ясон (рядом с которым на дереве висит добытое аргонавтами золотое руно), а также Абунданция и Пруденция – римские богини изобилия и благоразумия, покровительство которых всегда полезно.

Источник:




www.ng.ru 

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu