В ЦДХ начался очередной смотр арт-рынка для
любителей старины
В московском Центральном
доме художника открылся Российский антикварный салон – 39-й по счету. Полгода
назад на весеннем антикварном салоне было очень точно замечено, что сейчас у
нас – не кризис. Сейчас у нас – начало новой эпохи (и для арт-рынка, и для экономики
в целом). Поэтому «отскока», как в 2009 году, на старые показатели и цены ждать
не стоит. Надо работать исходя из новой ситуации, благо все на месте – и
покупатели антиквариата, и его продавцы. Антиквары, которым не привыкать
работать в сложных условиях, повысили свое присутствие на салоне: три этажа ЦДХ
заняли 200 галерей и частных коллекций (на весеннем салоне было 160
участников). «Разделы» ярмарки и логика ее размещения остались без изменений:
книги и пресса по искусству – в холле первого этажа, VIP – зона с топовыми вещами – на втором
этаже, антиквариат качественный, но более доступный по цене, а также стенды с
винтажем – на антресолях и на третьем этаже.
На этот раз на салоне
активно проявили себя участники, работающие с соцреализмом, – «Совком» и
Галерея Леонида Шишкина (достаточно давно не появлявшаяся на ярмарке). Вместе с
галереей «Форма» они заняли обширное, не разделенное на стенды пространство в правой
части салона. Среди работ классиков советского искусства в галерее Леонида
Шишкина привлекает к себе внимание картина Александра Герасимова «Стадо» –
образец искусства социалистического реализма на грани сюрреализма. При изучении
полотна, под его верхним красочным слоем с прекрасными стадом коров, и
жизнерадостными колхозницами, – обнаружились изображения Сталина с Ворошиловым,
прогуливающихся в виду одной из кремлевских башен. После реставрации
изображения руководителей партии и правительства были раскрыты, сохранены, и
теперь они очень символично парят на холсте над колхозным стадом.
Соцреализм на салоне
мирно соседствует с иконами и ласкающей взор салонной живописью – в салоне
«Империя» за 25 тыс. долл. можно приобрести динамичное полотно «Разгром Колчака
в Сибири» (1963) с белогвардейцами, спасающимися от красной конницы вместе с
испуганной, но все еще элегантной дамой. Это работа Юрия Виноградова, чья
картина «Выступление В.И. Ленина на II
съезде РСДРП» была известна каждому советскому человеку.

«Частники» активно
выступают с собственными тематическими экспозициями (это ценится посетителями
салона). Например, частная коллекция «Русский проект» показывает проект
«Сокровища русского стиля» – собрание мебели и предметов интерьера русского
модерна по эскизам Малютина и Рериха. Коллекционеры из Москвы представляют
графические произведения мариниста Льва Лагорио и различные меморабилии,
связанные с семьей художника. Под вывеской частной коллекции выставлено и
отличное собрание самоваров Российской империи начала XIX – первой четверти XX века (в том числе самовар-юрта с оленем на
кране). Еще одна московская частная коллекция выставила лаконичный, но сильный
стенд с большой работой Левитана «Волга. Тихий день» (3 млн долл.) и
натюрмортом Коровина с букетом роз (2 млн долл.).
Как всегда, на салоне
есть что посмотреть и купить ценителям искусства Японии и Китая. В галерее JAPPROART – коллекция уникальных
эмалевых произведений, созданных в Японии в 1880–1915 годах (период, который
называют золотым веком японской эмали), а в галерее «Евразия» – редкое собрание
китайского фарфора от периода Сун (960–1279) до 1970-х годов.
Русская мебель и
произведения искусства конца XVIII
– начала XIX
века ждут покупателей в галерее «Русская усадьба» – там есть уникальное
зеркало, принадлежавшее секретарю Петра I,
и актуальная во все века акварель «Футбол на Сенатской площади» немецкого
художника Христиана Готфрида Генриха Гейслера, где на фоне Медного всадника
жители Санкт-Петербурга играют в мяч (300 тыс. руб.). В галерее «Русские
сезоны» – акварели Владимира Гау (30–80 тыс. руб.) и коллекция портретов членов
династии Романовых, в том числе портрет императрицы Марии Федоровны кисти
Джорджа Доу, портреты Петра I
и Петра II,
Александра I, Николая I и Александра III, а также портрет работы Иоганна Батиста
Лампи (цены на работы Доу и Лампи – 150–200 тыс. долл.). В салоне
«Грибоедовский» продаются отличные каминные часы с бронзовыми фигурами начала XIX века (20–30 тыс. долл.). Здесь же два
огромных полотна (входивших ранее в серию из 12 картин) с конными портретами
римских императоров Веспасиана и Калигулы (Германия, середина XVII века, мастерская Штефана Кесслера).

Если искусство ар-деко
регулярно присутствует на салоне в первую очередь благодаря галерее Transatlantique, в коллекции которой
сразу привлекает внимание большой удобный бар медового цвета (1940-е годы, 15
тыс. евро), то мебель более позднего времени только начинает появляться на
стендах участников. Галерея Suslov Fine Art представила мебельные гарнитуры и предметы интерьера модернизма 1950–1960-х
годов работы датских дизайнеров (от 100 тыс. руб. за торшер до 2,5 млн руб. за
обеденный гарнитур). Кабинетная скульптура ар-деко здесь оценивается в
диапазоне 75–750 тыс. руб.
Галерея и аукционный дом
«Антиквариум» продает коллекцию венской бронзы, нечасто встречающуюся в таком
количестве (около 70 фигур) и в таком качестве. Раскрашенные фигурки и целые
композиции на тему Востока и кунштюки с секретами (например, саркофаг и сова),
внутри которых скрываются эротические фигурки, стоят в диапазоне 3–300 тыс.
долл.

В антикварном салоне
«Богема» любители балета и декоративно-прикладного искусства оценят серию
гипсовых панно Мальвины Хоффман с серебряным и бронзовым покрытием,
запечатлевших танец Анны Павловой и Михаила Мордкина «Осенняя вакханалия», с
которым легендарные артисты выступали в Америке в 1923 году.
«Тифлис и русский
авангард» – так называется тематическая экспозиция галереи «Элизиум» с работами
художников-футуристов, переехавших в Тифлис в смутные 1918–1920 годы (Кирилла
Зданевича, Игоря Терентьева, Зигмунда Валишевского, Ладо Гудиашвили). Есть тут
и работы русских авангардистов – Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой, Ильи
Машкова (его «Натурщица с вазой фруктов» оценена в 25 тыс. долл.), Петра
Кончаловского, Александра Осьмеркина.

Источник:
www.ng.ru
Niciun comentariu:
Trimiteți un comentariu